Тритон — крупнейший спутник Нептуна (радиус 1353,4 км). Ретроградная орбита вокруг его планеты привела к гипотезе, что этот спутник возник в другом месте и позже был захвачен гравитацией Нептуна. Тритон испытал приливную циркуляризацию орбиты, которая способствовала внутреннему нагреву, что привело к усилению дифференциации его внутренней части. Более того, колебания наклона до сих пор способствуют нагреву. Предполагаемая структура Тритона включает внешнюю ледяную оболочку, покрывающую предполагаемый внутренний океан из жидкой воды и солей, и глубокую каменистую мантию, окружающую каменное и металлическое ядро.
В новом исследовании ученые попытались установить геологические процессы, ответственные за формирование поверхности Тритона. К ним относятся так называемые эндогенные и экзогенные процессы, которые представляют собой геологические процессы, происходящие внутри (эндо-) и снаружи (экзо-) небесного тела. Для своего исследования ученые выбрали регион Монад (Monad Regio) на Тритоне.
К экзогенным геологическим особенностям относят в частности ледники, каналы и береговые линии. Их наличие установлено на телах Солнечной системы, которые обладают или обладали плотной атмосферой.
«Поверхность Земли, Марса и Титана содержит большое количество сходных черт. Удивительно, но мы наблюдали, что даже у одного из самых дальних и холодных тел Солнечной системы, ледяного спутника Тритона, поверхность может изменяться экзогенными процессами, включая отложение льда (хотя в данном случае мы имеем в виду азотный лед)», – говорит доктор Давиде Сулканезе (Davide Sulcanese), младший научный сотрудник IRSPS и ведущий автор исследования, в интервью Universe Today.
Подобная экзогенная активность была обнаружена на другом объекте во внешней Солнечной системе, Плутоне, где снимки высокого разрешения, полученные космическим аппаратом «Новые горизонты» в 2015 году, впервые выявили наличие на его поверхности активных ледников и дендритных каналов.
Теперь ученые показали, что поверхность Тритона (по крайней мере, в районе Монад) может содержать ледники, морены и подледниковые каналы, которые, вероятно, сыграли фундаментальную роль в изменении и омоложении поверхности Тритона.
Ученые использовали комбинацию изображений с «Вояджера-2», карту шероховатости изучаемой области и цифровую модель рельефа для проведения геологического анализа области. Их результаты показывают, что за эндогенной фазой потенциально следует экзогенная фаза, что может помочь объяснить особенности поверхности, которые мы наблюдаем сегодня.
После первой эндогенной фазы некоторые из форм рельефа в области Монад были дополнительно изменены отложениями и потоками твердого и жидкого азота, образуя черты, поразительно похожие на земные ледники, морены, каналы и даже береговые линии.
В исследовании отмечается, что хотя эндогенные процессы могли повлиять на изменение формы поверхности Тритона в начале эволюционной истории, именно экзогенные процессы могут быть ответственны за активное изменение ее поверхности сегодня.
Одним из интересных выводов, которые сделали ученые, является предположение, что морфология Тритона имеет то же происхождение, что и ледники и каналы, наблюдаемые на Плутоне.
«Почти полное отсутствие кратеров на Тритоне означает, что его поверхность чрезвычайно молода с геологической точки зрения», — подчеркнул Сулканезе. Это означает, что существует какой-то процесс, который модифицировал или, возможно, все еще изменяет его поверхность.
Источник: Davide Sulcanese et al, Geological analysis of Monad Regio, Triton: Possible evidence of endogenic and exogenic processes, Icarus (2022). DOI: 10.1016/j.icarus.2022.115368; Universe Today