Пт. Мар 29th, 2024

Астрономы исследовали молодой магнетар

Используя различные космические телескопы, европейские астрономы провели глубокие рентгеновские и радио наблюдения за молодым магнетаром, известным как Swift J1818.0–1607, во время его вспышки.

магнетар Swift J1818.0–1607

Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 22 ноября на arXiv.org, могут помочь нам лучше понять природу этого источника.

Магнетары — нейтронные звезды с чрезвычайно сильными магнитными полями, более чем в квадриллион раз сильнее, чем магнитное поле нашей планеты. Распад магнитных полей в магнетарах приводит к выбросам высокоэнергетического электромагнитного излучения, например, в виде рентгеновских лучей или радиоволн.

Swift J1818.0–1607 был обнаружен 12 марта 2020 г. как новый источник рентгеновского излучения. Дальнейшие наблюдения показали, что этот источник представляет собой быстро вращающийся магнетар с периодом вращения примерно 1,36 секунды. Swift J1818.0–1607 имеет характерный возраст около 265 лет, диполярное поверхностное магнитное поле на экваторе на уровне 340 триллионов Гаусс и проявляет радиопульсации, поэтому источник был классифицирован как молодой радиогромкий магнетар.

Недавно группа астрономов под руководством Абубакра Ибрагима (Abubakr Ibrahim) из Автономного университета Барселоны в Испании проанализировала данные космических телескопов Swift, NuSTAR, XMM-Newton и INTEGRAL, которые начали следить за Swift J1818.0–1607 вскоре после начала его взрыва.

«Мы сообщаем здесь о долгосрочной кампании рентгеновского мониторинга этого молодого магнетара с использованием XMM-Newton, NuSTAR и Swift с момента активации его первой вспышки в марте 2020 года до октября 2021 года», — пишут исследователи в статье.

В целом кампания рентгеновского мониторинга охватила около 19 месяцев вспышечного распада Swift J1818.0–1607. Это позволило команде точно охарактеризовать поведение магнетара в течение длительного периода времени.

Данные показывают, что светимость Swift J1818.0–1607 в диапазоне 0,3–10 кэВ достигла пикового значения около 90 дециллионов эрг/с всего через несколько минут после обнаружения короткого всплеска 12 марта 2020 г. и уменьшилась примерно до 3 дециллионов эрг/с через 575 дней. Суммарная энергия, высвобождаемая при вспышке, оценивается примерно в один триллион эрг.

В целом выводы согласуются с данными, полученными в предыдущих исследованиях для магнетаров, демонстрирующих крупные вспышки. Астрономы пришли к выводу, что картина распада этой вспышки аналогична наблюдаемой для других вспышек магнетара.

В ходе исследования было обнаружено яркое диффузное рентгеновское излучение вокруг источника, простирающееся от 50 до 110 угловых секунд. Более того, исследователи обнаружили радиоаналог Swift J1818.0–1607 и идентифицировали полукольцевую структуру яркого диффузного радиоизлучения примерно в 90 угловых секундах к западу от магнетара.

Авторы статьи предполагают, что диффузное рентгеновское излучение вызвано гало рассеиванием пыли и что радиоструктура может быть связана с остатком сверхновой (SNR). Однако требуются дальнейшие радионаблюдения, чтобы раскрыть спектр этого диффузного радиоизлучения.

Источник: A. Y. Ibrahim et al, Deep X-ray and radio observations of the first outburst of the young magnetar Swift J1818.0-1607, arXiv (2022). DOI: 10.48550/arxiv.2211.12391