Сб. Апр 20th, 2024

Ученые создали модель распространения цунами по архипелагу Тонга в 2022 году

Извержение подводного вулкана в Тонге в 2022 году было мощнее, чем ядерный взрыв, и вызвало цунами.

Модель извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай

Извержение подводного вулкана в Тонге в 2022 году было более мощным, чем крупнейший ядерный взрыв в США, согласно новому исследованию, проведенному учеными из Школы морских, атмосферных и земных наук им. Розенстила и Фонда живых океанов Халеда бин Султана.

Вулканический взрыв мощностью 15 мегатонн от вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, один из крупнейших природных взрывов более чем за столетие, вызвал мегацунами с волнами высотой до 45 метров вдоль побережья острова Тофуа в Тонге и волны до 17 метров на Тонгатапу, самом густонаселенном острове страны.

В новом анализе, опубликованном в журнале Science Advances, исследователи из школы Розенштиля использовали комбинацию спутниковых снимков «до и после», картографирования с помощью дронов и полевых наблюдений, собранных учеными из Оклендского университета, и данных Фонда живых океанов Халеда бин Султана, чтобы смоделировать цунами на Тонганском архипелаге.

Подводное извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, которое образует цепь островов Тонга и является результатом сближения Тихоокеанской и Индо-Австралийской тектонических плит, соперничало с извержением Кракатау 1883 года, в результате которого погибло более 36 000 человек.

«Несмотря на свои размеры и большую продолжительность, мега-цумани, возникшие в результате вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, унесло лишь несколько жизней», — сказал Сэм Пуркис (Sam Purkis), профессор и заведующий кафедрой морских наук о Земле в школе Розенстила. «Мы предполагаем, что основными факторами, которые способствовали этому оптимистичному исходу, являются особенности местоположения, ограничения пандемии COVID-19, а также активизация учений по эвакуации и усилий по повышению осведомленности, проведенных в Тонге в годы предшествовавшие извержению».

Анимация распространения цунами по архипелагу Тонга.

Моделирование также показало, что расположение извержения относительно городских центров спасло Тонгу от худшего исхода.

«Хотя вулканический 2022 год, хотя и закончился относительно удачно, другие подводные вулканы обладают способностью вызывать в будущем цунами такого же масштаба», — сказал Пуркис, который также является главным научным сотрудником Фонда живых океанов Халеда бин Султана.

Это извержение содержит важные уроки как для прошлого, так и для будущего цунами в Тонге и за ее пределами. По словам Пуркиса, извержение стало отличной естественной лабораторией для проверки гипотез и моделей, которые можно использовать в других местах для улучшения подготовки к будущим стихийным бедствиям.

Источник: Sam Purkis, The 2022 Hunga-Tonga Mega-tsunami: Near-Field Simulation of a Once-in-a-Century Event, Science Advances (2023). DOI: 10.1126/sciadv.adf5493. www.science.org/doi/10.1126/sciadv.adf5493