Сб. Апр 27th, 2024

Планета TOI 5205b удивила и озадачила астрономов

Группа астрономов во главе с Шабхамом Канодиа (Shubham Kanodia) из Университета Карнеги обнаружила необычную планетную систему.

экзопланета TOI-5205b на орбите красного карлика

В обнаруженной планетной системе большая газовая планета-гигант вращается вокруг маленького красного карлика под названием TOI-5205. Результаты ученых, опубликованные в The Astronomical Journal, бросают вызов давним представлениям о формировании планет.

Меньшие по размеру и более холодные, чем наше Солнце, карлики M — самые распространенные звезды в нашей галактике Млечный Путь. Из-за своего небольшого размера эти звезды, как правило, примерно в два раза горячее Солнца и намного краснее. У них очень низкая светимость, но чрезвычайно долгая жизнь. Хотя красные карлики имеют на своей орбите в среднем больше планет, чем другие, более массивные типы звезд, эти планеты красных карликов с наименьшей вероятностью могут оказаться газовыми гигантами.

Недавно обнаруженная планета — TOI 5205b — была впервые идентифицирована как потенциальный кандидат с помощью спутника TESS. Затем группа ученых подтвердила ее планетарную природу и охарактеризовала ее с помощью различных наземных инструментов и средств.

«Звезда-хозяин, TOI-5205, всего в четыре раза больше Юпитера, но каким-то образом ей удалось сформировать планету размером с Юпитер, что весьма удивительно», — рассказал Канодиа, специализирующийся на изучении этих звезд, составляющих почти 3/4 нашей галактики, но их нельзя увидеть невооруженным глазом.

Ранее было обнаружено небольшое количество газовых гигантов, вращающихся вокруг более старых карликовых звезд класса М. Но до сих пор не было обнаружено ни одного газового гиганта в планетной системе вокруг маломассивного карлика М, такого как TOI-5205. Поскольку главная звезда намного меньше, чем наше Солнце, то планета TOI-5205b больше похожа на горошину, вращающуюся вокруг лимона. Что и удивило астрономов.

Когда планета TOI 5205b с массой Юпитера проходит перед своим хозяином, то у него блокируется около семи процентов света — это один из крупнейших известных транзитов экзопланет.

История рождения и эволюции экзопланеты TOI 5205b все еще остается загадкой, но ученые считают, что очень большая глубина транзита планеты делает ее чрезвычайно подходящей для будущих наблюдений с помощью недавно запущенного космического телескопа Джеймс Уэбб, который может помочь раскрыть тайну атмосферы планеты и дать дополнительные подсказки для понимания ее формирования.

Источник: Shubham Kanodia et al, TOI-5205b: A Short-period Jovian Planet Transiting a Mid-M Dwarf, The Astronomical Journal (2023). DOI: 10.3847/1538-3881/acabce