Чт. Апр 18th, 2024

Исследование уточнило детали диффузного радиоизлучения скопления галактик Abell 1213

скопление галактик Abell 1213

Европейские астрономы наблюдали скопление галактик, известное как Abell 1213, с помощью различных космических аппаратов и наземных средств. Наблюдения позволили получить важную информацию о диффузном радиоизлучении этого источника. О результатах сообщается в статье, опубликованной 4 марта 2023 года на сервере препринтов arXiv.

Скопления галактик содержат до тысячи галактик, связанных гравитацией. Они являются крупнейшими известными гравитационно-связанными структурами во Вселенной и могут служить превосходными лабораториями для изучения эволюции галактик и космологии.

При красном смещении 0,047 объект Abell 1213 представляет собой бедное маломассивное скопление галактик, в центральной области которого доминируют радиогалактика 4C29.41 и две другие радиогалактики. Предыдущие наблюдения за этим скоплением показали, что в нем находится радиоисточник, предположительно являющийся радиогало небольшого размера — диффузный синхротронный источник с низкой яркостью.

Группа астрономов во главе с Уолтером Боскином из Университета Ла-Лагуна, Испания, проанализировала огромный набор данных с космических телескопов и наземных обсерваторий, чтобы пролить больше света на свойства Abell 1213.

Во-первых, наблюдения показали, что Abell 1213 демонстрирует нарушенную динамику, так как ярчайшая галактика в скоплении имеет очень значительную пекулярную скорость. Результаты показывают, что скопление Abell 1213 состоит из нескольких групп галактик, а его ядро довольно сложное. Кроме того, было обнаружено, что голубые галактики со звездообразованием не ограничиваются периферийными областями Abell 1213, и это, по-видимому, указывает на то, что скопление образовалось в результате аккреции нескольких групп, богатых галактиками поздних типов.

Радионаблюдения Abell 1213 показывают, что диффузное радиоизлучение имеет размер около 1,66 миллиона световых лет. Однако оказалось, что это радиоизлучение не следует за рентгеновским излучением. Следовательно, протяженный источник может быть не радиогало, а хвостом центральной радиогалактики 4C29.41, искривленным взаимодействием с внутрикластерной средой. Кроме того, данные предоставили некоторые доказательства фрагментарного диффузного радиоизлучения в центре скопления, природа которого неясна.

Астрономы также предполагают, что источником радиоизлучения в Abell 1213 может быть радиореликт, следовательно, “ископаемые” электроны 4C29.41 повторно ускоряются ударом из-за слияния. Они утверждают, что распределение спектрального индекса поддерживает эту гипотезу.

Авторы статьи отметили, что необходимы более глубокие рентгеновские наблюдения Abell 1213, чтобы сделать окончательные выводы относительно природы ее диффузного радиоизлучения.

Источник: W. Boschin et al, Optical/X-ray/radio view of Abell 1213: A galaxy cluster with anomalous diffuse radio emission, arXiv (2023). 128.84.21.203/abs/2303.02528